Принято думать, что разговорам о карьере нет места на рабочем месте. Ведь если сотрудник задумываемся о карьере, значит, он начинает смотреть «налево», искать лучшие варианты в других компаниях. Так зачем же копать яму самим себе и напоминать сотрудникам о «более зеленой траве»?
Такого рода убеждения глубоко укоренились в сознании бизнес руководителей. И поэтому особенно сложно поверить в контр-интуитивные данные, которые утверждают, что диалоги сотрудника с руководителем о карьере – ключевой и наиболее мощный фактор вовлеченности. То есть ровно наоборот. Размышления о карьере вовлекают в процесс, повышают эффективность и помогают удержать лучших сотрудников.
Карьера может быть не только вертикальной, но и горизонтальной, включая смену специальности, освоение нового функционала, переезд в другой регион
Рассмотрим несколько пример недавнего конкретного исследования Джоша Берсина, которое приводит аргументы в пользу этого тезиса: «HR предсказания на 2023».
Как известно, Джош Берсин – один из самых влиятельных лидеров мнений в HR, и его регулярные публикации считаются одними из самых качественных аналитических обзоров на рынке. В только вышедшем обзоре Джош говорит о всемирной рецессии и о том, что компании должны будут радикально трансформировать свои бизнес-модели. Для этого потребуется перестраивать текущие процессы, оптимизировать, перенаправлять сотрудников в иные проекты, процессы и функциональные области. Организация в целом должна быть готова гибко реагировать на трудный контекст. И сотрудники со своей стороны должны быть готовыми к тому, что в сложные времена развитие – это не только вверх. Это и переобучение, и освоение нового функционала, и физическая мобильность в другие регионы. Иногда в трудные времена частью карьеры является даже замедление, понижение или временная потеря работы. В контексте большого жизненного пути это могут быть необходимые временные шаги для того, чтобы найти новое применение.

В отчете Берсина множество полезных идей и моделей, некоторые напрямую относятся к теме карьеры. В частности, Джош перечисляет 15 наиболее действенных методов обучения в текущем контексте. Многие руководители привыкли думать, что обучение – это когда они отправляют сотрудника на тренинг. Такой подход к обучению не включен в список. Зато там есть следующее:
- Компания создает различные варианты карьерного роста для сотрудников
- Развитие лидеров входит в приоритеты и основу бренда компании
- В компании создается культура непрерывного обучения
- В компании созданы карьерные треки для перемещения сотрудников в приоритетные бизнес направления
- Компания делает инвестиции в развитие навыков коучинга руководителей, и такой навык входит в число важных компетенций
- В компании поощряется перемещения между функционалами и подразделениями
- Компания готова пробовать новые технологии и подходы
- Компания ищет возможности усиления обучения на рабочем месте
- В компании обновляется L&D инфраструктура: добавляются новые методологии, инструменты и технологии
- Сотрудники могут регулярно получать карьерный коучинг
- Компания постоянно следит за тем, чтобы обучение было полезным и релевантным для работы
- Компания обучает и поощряет руководителей, чтобы они применяли навыки коучинга в работе
- Компания стремится дать возможности получать обучение непосредственно в ходе рабочего процесса, по необходимым для сотрудников темам
- Компания обучает лидеров на всех уровнях
- У сотрудников есть возможность самостоятельно изучать и отслеживать актуальные карьерные возможности
В иллюстрации Берсина каждый пункт списка отмечен значком который классифицирует этот элемент. Зеленый кружок отмечает те позиции, которые напрямую относятся к карьерному развитию, остальные тоже относятся, но опосредованно. Нетрудно заметить, что карьерный инструмент возглавляет список, и из 15 пунктов пять (треть) непосредственно связаны с карьерой.
Выводов несколько:
- Пришло время задуматься о том, как выстроить диалог о карьере с сотрудниками
- Такой диалог должен быть крайне тесно связан с потребностями компании
- Руководителей нужно научить диалогу, в котором будут честно обсуждаться разные (в том числе трудные) варианты, где руководитель будет слушать и понимать, а не только предлагать повышение
- HR эксперты и бизнес партнеры в первую очередь должны освоить навыки карьерного диалога, чтобы понимать возможности этого инструмента и помогать руководителям расширить их лидерские возможности
Групповую карьерную сессию можно пройти с нами (детали здесь)