Принято думать, что разговорам о карьере нет места на рабочем месте. Ведь если сотрудник задумываемся о карьере, значит, он начинает смотреть «налево», искать лучшие варианты в других компаниях. Так зачем же копать яму самим себе и напоминать сотрудникам о «более зеленой траве»?
Такого рода убеждения глубоко укоренились в сознании бизнес руководителей. И поэтому особенно сложно поверить в контр-интуитивные данные, которые утверждают, что диалоги сотрудника с руководителем о карьере – ключевой и наиболее мощный фактор вовлеченности. То есть ровно наоборот. Размышления о карьере вовлекают в процесс, повышают эффективность и помогают удержать лучших сотрудников.

Карьера может быть не только вертикальной, но и горизонтальной, включая смену специальности, освоение нового функционала, переезд в другой регион

Рассмотрим несколько пример недавнего конкретного исследования Джоша Берсина, которое приводит аргументы в пользу этого тезиса: «HR предсказания на 2023».

Как известно, Джош Берсин – один из самых влиятельных лидеров мнений в HR, и его регулярные публикации считаются одними из самых качественных аналитических обзоров на рынке. В только вышедшем обзоре Джош говорит о всемирной рецессии и о том, что компании должны будут радикально трансформировать свои бизнес-модели. Для этого потребуется перестраивать текущие процессы, оптимизировать, перенаправлять сотрудников в иные проекты, процессы и функциональные области. Организация в целом должна быть готова гибко реагировать на трудный контекст. И сотрудники со своей стороны должны быть готовыми к тому, что в сложные времена развитие – это не только вверх. Это и переобучение, и освоение нового функционала, и физическая мобильность в другие регионы. Иногда в трудные времена частью карьеры является даже замедление, понижение или временная потеря работы. В контексте большого жизненного пути это могут быть необходимые временные шаги для того, чтобы найти новое применение.

В отчете Берсина множество полезных идей и моделей, некоторые напрямую относятся к теме карьеры. В частности, Джош перечисляет 15 наиболее действенных методов обучения в текущем контексте. Многие руководители привыкли думать, что обучение – это когда они отправляют сотрудника на тренинг. Такой подход к обучению не включен в список. Зато там есть следующее:

  1. Компания создает различные варианты карьерного роста для сотрудников
  2. Развитие лидеров входит в приоритеты и основу бренда компании
  3. В компании создается культура непрерывного обучения
  4. В компании созданы карьерные треки для перемещения сотрудников в приоритетные бизнес направления
  5. Компания делает инвестиции в развитие навыков коучинга руководителей, и такой навык входит в число важных компетенций
  6. В компании поощряется перемещения между функционалами и подразделениями
  7. Компания готова пробовать новые технологии и подходы
  8. Компания ищет возможности усиления обучения на рабочем месте
  9. В компании обновляется L&D инфраструктура: добавляются новые методологии, инструменты и технологии
  10. Сотрудники могут регулярно получать карьерный коучинг
  11. Компания постоянно следит за тем, чтобы обучение было полезным и релевантным для работы
  12. Компания обучает и поощряет руководителей, чтобы они применяли навыки коучинга в работе
  13. Компания стремится дать возможности получать обучение непосредственно в ходе рабочего процесса, по необходимым для сотрудников темам
  14. Компания обучает лидеров на всех уровнях
  15. У сотрудников есть возможность самостоятельно изучать и отслеживать актуальные карьерные возможности

В иллюстрации Берсина каждый пункт списка отмечен значком который классифицирует этот элемент. Зеленый кружок отмечает те позиции, которые напрямую относятся к карьерному развитию, остальные тоже относятся, но опосредованно. Нетрудно заметить, что карьерный инструмент возглавляет список, и из 15 пунктов пять (треть) непосредственно связаны с карьерой.

Выводов несколько:

  • Пришло время задуматься о том, как выстроить диалог о карьере с сотрудниками
  • Такой диалог должен быть крайне тесно связан с потребностями компании
  • Руководителей нужно научить диалогу, в котором будут честно обсуждаться разные (в том числе трудные) варианты, где руководитель будет слушать и понимать, а не только предлагать повышение
  • HR эксперты и бизнес партнеры в первую очередь должны освоить навыки карьерного диалога, чтобы понимать возможности этого инструмента и помогать руководителям расширить их лидерские возможности

Групповую карьерную сессию можно пройти с нами (детали здесь)